Блог студии Александра Остроух

Аватар идеального клиента

Помните, я рассказывал про подход «концепцию бабки с помидорами»?
Это когда продаешь всем всё. И просто стараешься быть немного лучше, чем конкуренты-соседи.

А можно выбрать часть клиентов, которые:
— «не тупят» и не задают много лишних вопросов,
— им все нравится, и они рекомендуют вас своим таким же классным друзьям,
— платят много и вовремя.

Пример: как 3 агентства по проведению праздников резко перестали быть конкурентами и даже запартнёрились.

Вот для этого нужно составить портрет идеального покупателя продукта или услуги. Что значит «идеального»? Это значит, что ваш продукт идеально подходит клиенту, а клиент идеально подходит вам.

Методология простая: берете лист бумаги или открываете текстовый редактор и описываете ожидания, проблемы, боль, страхи, возражения идеального клиента. Когда все это зафиксировали, напишите, как ваш продукт работает, чтобы закрыть ожидания клиента.

А потом происходит магия: этот документ можно отдать копирайтеру, директологу, SMM-щику и они сами, уже без вашей помощи, напишут текст для лендинга, объявления для Яндекс.Директа, не будут спрашивать, что нужно в описании группы.



Как это работает

Тот, кто постоянно общается с покупателями, имеет подсознательное понимание их потребностей, желаний и страхов. Однако, если его просто попросить рассказать о клиенте, он начнет тупить: начать сложно, непонятно, вообще о чем говорить.

Но если этому же человеку задать конкретный вопрос о покупателе, он ответит точно, подробно и развернуто. Такая вот особенность работы мозга...

Поэтому, чтобы получить достаточно деталей, нужно сформулировать достаточное количество правильных вопросов тому, кто на них может ответить.

В ответах будет достаточно вводных для сильного УТП (вашего Уникального Торгового Предложения) и убедительного текста.



Если вы достаточно хорошо знаете своего клиента и свой продукт, то отвечаете на вопросы вы. Если в вашем бизнесе есть человек, который знает клиента и продукт лучше вас, подключайте его к этой работе. Пусть он тоже отвечает на эти вопросы или дополняет ваши ответы деталями.



Аватар – это один человек.
Отвечайте про одного человека. Не про группу. В группе всегда будут расхождения в предпочтениях. Из-за разницы в предпочтениях портрет получается размытый.
Сравните:
— Мужчины и женщины в возрасте от 25 до 55 лет
— Мужчина 35 лет, предприниматель, любит футбол и гонять на мотоцикле.
Кому из них проще предлагать спортивную форму?



Лучший способ отвечать на вопросы.
Найдите среди своих клиентов человека, который в наибольшей степени подходит под образ вашего идеального клиента. Чтобы вы могли сказать: «Вот именно таких клиентов хочу, да, побольше!».

Прямо в WattsApp возьмите его фотографию, если есть, в самом начале аватара поставьте его фотографию, подпишите: «Петр Николаевич Щедроденьгов» и отвечайте про него. Каждый вопрос продумывайте – а чего бы он хотел.

Чего опасается, что знает о продукте, чего не знает и так далее. Отвечать про конкретного человека намного проще, чем выдумывать. Тогда получится живой, детальный портрет. Текст и УТП‚ сделанные по этим вводным, привлекут таких же клиентов. Вы получите идеальных клиентов.

Вот прямо так и представьте первого аватара ↑



Если у вас еще нет продукта или продаж
Может быть, у вас еще нет продукта, и портрет вам нужен, чтобы создать продукт под определенную аудиторию. Или у вас уже есть продукт, но вы еще не продали ни одной единицы и не знаете, кто ваш клиент.

В этом случае ваш портрет клиента будет предположением.

Вы предполагаете ожидания клиентов, их желания страхи и проблемы.
В этом случае идеально, если вы найдете среди знакомых человека, который мог бы стать покупателем вашего продукта. И в ответах расскажете о нем. Портрет позволит вам сделать продающую страницу и настроить рекламу. Вы пустите на страницу трафик и посмотрите на результат.

Если результат оправдает ожидания — ваше предположение было верным. Если заявок будет слишком мало, и при этом, реклама дала целевых посетителей – значит, нужно пересмотреть аватара.
Какое-то из ваших предположений неверно. В бизнесе так бывает. Плюс в том, что если рынок не хочет ваш продукт, вы узнаете это на старте, а не через год. Вложить в продукт кучу времени, сил и денег, а затем сделать все заново — не лучший вариант. Согласны?



Избегайте придумывать
Самый неудачный портрет получается, если пытаться придумывать. В таком портрете мало деталей и много обобщений. И половина информации не соответствует действительности. Из таких вводных убедительный текст не слепишь.
Если не знаете, чего ожидает клиент, или, например, чего он опасается — лучше нажмите на паузу и спросите у клиента. Чем меньше фантазий, тем реалистичнее портрет, тем убедительнее текст, тем выше конверсия.



Говорите о клиенте, а не о своем продукте.
У предпринимателя, вложившего душу в свое дело, велик соблазн подменить ожидания клиента описанием своего продукта.
Вот пример:

  • Вопрос: Что ожидает Ваш клиент от доставки воды?
  • Ответ: У нас бесплатная доставка, привозим воду с 9 утра до 8 вечера. Поднимем на любой этаж... и так далее.

Чувствуете разницу? Вопрос про ожидания клиента, а ответ про свойства продукта. Кажется. что клиенту нужна бесплатная доставка. Но это не так. Ему нужна доставка вовремя. Ну и что, да?

Это ловушка, в которую чуть позже будет слит рекламный бюджет.
Копирайтер прочитает про бесплатную доставку и напишет... про бесплатную доставку.

А клиент ищет обещание доставки вовремя. Он и так знает, что доставка у всех бесплатная. Более того, клиент готов платить за доставку, если воду привезут вовремя. Но в тексте этого нет. Потому что нет в вводных.

Клиент посмотрит и... закроет страницу. Это и есть слив бюджета. Поэтому, когда вопрос о клиенте, расскажите о клиенте, а не о продукте.



Расскажите о клиенте, а не о продукте




Сколько у Вас аватаров?
Ваших клиентов можно разделить на несколько сегментов. Сегменты отличаются друг от друга проблемой, для решения которой они покупают ваш продукт, и ожиданиями к вашему продукту.

Пример — доставка воды.
Вам наверняка знакома эта услуга.
Там есть 2 больших сегмента: организации и частные клиенты. В организациях есть 3 подсегмента: мелкие (до 10 человек), средние (до 50 человек) и крупные (от 100 человек).
У них разные проблемы и разные ожидания. Смотрите:

Частные заказчики
  • Проблема: Чтобы дома была чистая вода, нужно куда-то идти. Вечером, после работы, это трудно. Хочется поваляться перед телевизором или поиграть с детьми вместо того, чтобы тащиться в любую погоду в магазин за водой.
  • Ожидания: Чтобы привозили вовремя. Если привезут позже, придется ждать и опаздывать по другим делам. Или уходить, не дождавшись, и тогда вечером нужно идти за водой вместо того‚ чтобы полежать перед телевизором.

Маленькие компании (до 10 человек)
  • Проблема: От водопроводной воды накипь в чайнике, и не всем нравится вкус чая и кофе. Поэтому нужна чистая. Но если она заканчивается, кому-то надо за ней ехать, а некогда, куча работы.
  • Ожидания: Чтобы вода была всегда, пусть поставщик сам думает, как он это будет делать. И еще, нужно чтобы бухгалтерия вовремя получала документы. Если документов на воду нет, бухгалтер всем «вынесет мозг». Ну и цена — хотелось бы подешевле. И кулер в аренду тоже неплохо бы предложить.

Крупные компании (более 100 человек)
  • Проблема: у компании 5 офисов в разных городах, и каждый покупает воду у разных поставщиков. Разные цены, разные объемы. Где-то есть кулеры, где-то нет. Не все вовремя дают документы, обработка документов занимает время бухгалтеров, постоянно возникают накладки.
  • Ожидания: централизованно обеспечить все офисы водой у одного поставщика. Установить лимит на закупку воды по каждому офису. Получить кулеры в бесплатное пользование. Получать документы у одного поставщика раз в месяц сразу на все офисы. Сверяться с одним поставщиком, а не с пятью. Получить скидку на объеме заказа.

Видите, насколько разные у них проблемы и ожидания? Казалось бы, покупатели одного и того же продукта — воды с доставкой. Но каждый хочет купить свое:
  • Частники — доставка вовремя.
  • Маленькие компании — вода всегда в наличии.
  • Крупные компании — централизованное решение.

И каждому нужно обещать именно его ожидание. Купят у того, кто пообещает желаемое. Поэтому, чтобы понимать ожидания каждого сегмента, делают отдельные аватары и разные страницы. Тогда конверсия выше.



Купят у того, кто пообещает желаемое




Кто является аватаром?
Если вы работаете на рынке В2В то у Вас может возникнуть вопрос — а кто мой аватар?
Информацию собирает секретарь, отдает менеджеру отдела закупки. Тот выбирает 2 лучших предложения, отдает своему начальнику. Начальник отдела закупки советуется с технологом, директор принимает решение, оплачивает поставку главбух, а пользуются продуктом монтажники.

Если аватар — это портрет определенного человека, то кто из них аватар?

Ваш аватар тот, кто принимает решение. Ориентируйтесь на него.



Ответы на возможные вопросы
Задавайте вопросы в комментарии, может, я что-то упустил. Либо добавлю в ответы, либо напишу отдельную заметку.
Я серьезно, задавайте вопросы внизу страницы ↓

  • В. Может ли маркетолог сам составить аватар, без участия Заказчика?
  • О. Составить аватар маркетолог без вас не сможет — он же не знает, кто для вас идеальный клиент. Тут нужна ваша помощь, как Заказчика. Можно выделить самого мудрого и опытного менеджера, который давно общается с Клиентами.

  • В. Что выбрать — запустить бизнес на основе аватара, или анализа конкурентов?
  • О. Если вы тестируете нишу — лучше проанализировать конкурентов по методу «бабки с помидорами». Результаты будут — можно докручивать с помощью аватаров и дополнительных посадочных страниц под конкретные сегменты.

  • В. Я хочу составить аватар, сколько стоит?
  • О. Вам сюда. Задайте вопрос, с вами свяжутся.

Получите список вопросов.
Это не полный список, там примерно треть. Но даже этого вам хватит, чтобы мысли начали бродить, и инсайты колоситься.

Скачать бесплатно, без регистрации и СМС

Маркетолог, руководитель студии Александра Остроуха